Слагаемые уважения: готовность принимать отказ и откликаться

Как вы помните, в конце мая мы начали, а в июне продолжили специальный проект для ясельной группы — «Слагаемые уважения«.Напоминаем его суть: мы уделяем особое внимание освоению правил поведения, благодаря которым дети учатся бережно и уважительно общаться друг с другом. Все эти правила есть у нас всегда. Но в рамках проекта мы будем выделять время (обычно это несколько недель — до усвоения всеми детьми), в течение которого станем акцентировать какое-то одно из них. Потом — другое…

Вас мы призываем поддерживать это со своей стороны. Пожалуйста, найдите 5 минут, чтобы вчитаться в это письмо и затем возвращаться к этой теме в общении с деткой. Эти минуты и усилия окупятся, поскольку могут сэкономить много вашего времени и сил в будущем!

Первым было правило:
Не берём из рук, а просим: «Дай, пожалуйста».

Второй была тема:

Моё-Чужое-Общее: «Можно взять

Мы с «Капитошками» отлично освоили навык просить «Дай, пожалуйста» (при этом не выхватывать у другого из рук) и уже почти все знают и действуют с пониманием, что такое «моё-чужое-общее». Поэтому сегодня мы переходим к следующему шагу.  Вот он:

Готовность принимать отказ и откликаться
Иногда любой малыш сталкиваемся со сложными ситуациями.
Первая из них такая:

один ребёнок просит другого, второй отказывает. После этого первый сильно расстраивается, злится, требует, долго не может переключиться.

Примерно от 2 до 5 лет — возраст, когда с детьми часто случаются трудные для проживания эмоции. Мы уже опытные люди, каждый из нас, взрослых, прожил не один десяток сложных ситуаций, знаем их особенности. Мы понимаем себя и свои реакции. Мы различаем страх и гнев, усталость и тревогу, веселье и интерес, недоумение и сомнение и много-много других переживаний. Мы наработали способы справляться с острыми эмоциями, эффективные и не очень, но в любом случае понятные нам.А наших малышей эмоции порою захватывают и накрывают с головой. Иногда дети не могут из них вынырнуть. У маленьких людей ещё нет устойчивых механизмов справления с разными состояниями. Они их вырабатывают, пробуют, перенимают у нас, взрослых. И в этом им очень нужна наша помощь.

Уже стало общим местом, но повторюсь:
нам надо называть то, что с ними происходит. Описывать ситуации и переживания. Это крайне полезно для развития и речи, и мышления. Ведь назвать — это уже совладать с ситуацией. Хотя бы на уровне слова.

Что делать в ситуации, когда другой ребёнок отказал вашему в игрушке?

  1. Искать и подбирать точные описания произошедшему и чувствам. Ребенок будет перенимать ваши слова и лучше справляться, например, с отказом.
  2. Напоминать, что хозяин игрушки имеет право отказать, может не хотеть делиться. Так мы проявляем уважение к чужой собственности и праву другого говорить «Нет». Ведь свет клином не сошёлся именно на этой вещи. Есть много другого, чем можно заняться. Например: «Витя не дал тебе игрушку. Ты расстроился. Пойдём поищем другую игру. Вокруг столько интересного».

Вторая ситуация вокруг просьб и отказов такая:

кроха не отнимает, просит так, как мы договорились: «Дай, пожалуйста», а второй ребёнок молчит, игнорирует просьбу.

В этот момент очень важно взрослому включиться и попросить второго малыша ответить на просьбу. Детям очень важно, что их слова не остаются висеть в воздухе без ответа. Отказ лучше, чем игнорирование. Отказ — это сообщение о том, что я тебя вижу и слышу, но не хочу делать так, как хочешь ты. Игнорирование — послание «ты для меня ничто», «тебя здесь нет», и я могу продолжать делать то, что делаю.Помните об игнорировании и когда дети обращаются к вам! Ведь если сначала взрослые пропускают мимо ушей просьбы детей, то затем и дети начинают игнорировать взрослых.

Общение — способ выживания для ребёнка. Поддерживайте коммуникацию со своим малышом и его общение с другими.
Готовность принимать отказ и отклик на обращение — это тоже Слагаемые уважения. Будем напоминать об этом нашим деткам и в саду, и дома.

Ведь вместе мы эффективнее!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *